?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тогда, 20 лет назад, друзья недоумевали: «Ха! А учителей-то вы где найдете?» Тогда этот вопрос казался таким простым по сравнению со всеми остальными - как зарегистрироваться, получить лицензию, найти помещение. Теперь он мне таким не кажется.



Естественным ответом было бы: найти других учителей и делать с ними другую школу. Но где ж их найти? Остается единственный путь – меняться самим. Пожалуй, теперь я понимаю, что это и есть самая увлекательная задачка по менеджменту: как создать условия для того, чтобы человек мог меняться, и понять, какие люди в первую очередь готовы к переменам.

Казалось бы – молодые. Наверное, так оно и есть, и в большинстве случаев, где получается - получается именно с молодыми, пришедшими после педагогического института, не обремененными многолетним и не всегда  положительным опытом школы.

Да, к сожалению, педагогический опыт бывает отрицательным. Вообще опыт – часто фактор отрицательный. А в нашем деле, учительском, еще из-за того, что учитель, он же на уроке – шуточное дело! – почти что полубог. Он повторяет истину много раз, каждый день. Меняться в этой ситуации сложно.

Есть человек с опытом, но он должен взглянуть на школу и на жизнь другими глазами, или есть человек молодой, но должен приобрести опыт – с кем работать проще? Думаю, что с молодым.

Но все же, дело не в возрасте. Иногда меняться получается и у людей, которые работают 20-30 лет.

Может, все зависит от уровня образования? Понятно, что если человек имеет хорошее образование и шире смотрит на жизнь, он в состоянии к своему опыту отнестись критически, посмотреть на него с другой точки зрения. Но и это не самое главное. Что греха таить, часто у людей с очень хорошим образованием не получается работать в школе. Потому что еще должно быть некое «чувство детей» и умение этими детьми управлять. А оно есть не у всех.

Может быть, важны какие-то личные, психологические свойства? Есть люди, более чуткие, восприимчивые к другим взглядам. А есть – упрямые и нетерпимые. Первые – более открыты ко всему и готовы к изменениям.

Но и это не самое главное.

Так что же: образование, возраст, свойства личности? Думаю, не это. Мне кажется, здесь нужен некий внутренний, профессиональный кризис. «Знать, надо вымокнуть до нитки, знать, надо горюшка хлебнуть, чтоб заколоченной калитки…» Вот это состояние – «вымокнуть до нитки» - очень полезно для учителя. Когда приходит в школу человек, который хочет по-другому работать с детьми, с душой, - а не получается. Он переживает. И чем это переживание сильнее, глубже, тем потом будет лучше.

А вот те, у кого все хорошо – никогда не способны к внутренним движениям. Нарисуем портрет такого учителя. Ученики с высокими баллами на ЕГЭ. Хорошее отношение родителей - потому что учитель наделен профессиональной харизмой, он умеет «держать класс», у него нет проблем с дисциплиной. Он строг, но справедлив.

Я вижу людей, которые работают в школе, хорошо работают, и не испытывают никакого внутреннего мотива к изменению. Думаю: а почему? И понимаю, что все это – сильные учителя. Учителя, у которых и так все замечательно, и с их точки зрения, и с точки зрения родителей. А что дети?  А дети любят сильных учителей. Дети готовы всегда принять некую дозу насилия. Потому что его оборотная сторона – это жесткий порядок, в котором ребенок чувствует себя уверенно и в безопасности. 

Там, где все хорошо, никогда никаких изменений не будет. Классический учитель, «сильный учитель» - тупиковая ветвь школьной эволюции.

Мне кажется, мини-кризисы профессиональные – самое полезное, что есть. Если бы я когда-нибудь писал книжку о менеджменте, назвал бы ее «История моего провала». Удачи ничему не учат. Удачи расслабляют. Неудачи – заставляют думать. Выход из любого такого конфликта – мысль. Мысль о том, что можно иначе. 



Comments

( 4 comments — Leave a comment )
kokoc62
Oct. 11th, 2012 03:52 am (UTC)
Одна из причин, по которой я ушел из школы - я не смог стать "сильным учителем". Не смог "уважать себя заставить". А жить в состоянии хронического кризиса весьма небезопасно для здоровья (по крайней мере, мои болячки после ухода из школы сразу утихли, хотя раньше не помогали никакие средства). Если ты не сильный учитель, то сразу обнаруживаешь, что тех, кому действительно нужно то, что ты делаешь, - в классе единицы или нет вообще. И вся работа может строиться только на "развлекаловке", а слово "требование" - под запретом.
rustam_kurbatov
Oct. 11th, 2012 05:48 am (UTC)
Понимаю Вас.
Мария Юнак
Oct. 11th, 2012 09:49 am (UTC)
Прямо как и про меня написано. Я закончила физ-мат (физика) с красным дипломом, мечтала быть ученым. Получился только недоученный аспирант)
Ни в институте не осталась, ни в школу не пошла. Я - не сильный учитель - это точно, но мне всегда было так интересно именно заниматься физикой. А в школе и в институте оказалась одна бюрократия: работа на шефа и его научные достижения в институте, а в школе на оценки. Грустно. Я предпочла мерчандайзером поработать. Жалко, что в Тамбове такой школы как ваша нет. Да и быть не может. Это же город-рынок.
rustam_kurbatov
Oct. 12th, 2012 11:36 am (UTC)
Не расстраивайтесь!
( 4 comments — Leave a comment )