?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как выучит 2451 историю

Это продолжение постов "О псах-рыцарях", "Память сердца..." и "Дети, нарисуйте план урока".

С рассказом учителя все понятно: меньше выводов и больше словесных «картинок». Но что делать с учебником истории? Как после того, как детям рассказал «впечатляющие истории», требовать от них изучения параграфа?  Ребенок будет и там искать факты, которые производят впечатление. Но именно в учебнике - законы жанра! - таких фактов нет. Или, будто по недосмотру  автора, встречается один-другой на параграф. Учебник - это то, что осталось от истории, после того как из нее выбросили все живое и интересное. Это сухой остаток жизни.



Поэтому он должен уступить место другой книге. Из предыдущего раздела ясно, что это будет  подборка фактов, антология:  подлинные  исторические документы или их пересказ в доступной для ребенка форме. Так как эта книга в принципе не учит: здесь нет ни выводов, ни резюме, ни «понятий», - то ее, в память об учебнике истории, можно было б  назвать НЕУЧЕБНИКОМ.

Итак, открываем такой Неучебник. Вместо параграфа – Впечатляющие Факты. Факты, вызывающие чувство радости или сострадания. Примерно 7 фактов на урок (на тему).  Почему? Известно, что наша кратковременная память способна удерживать одновременно не более 7 единиц информации: человек без труда запоминает семизначные номера телефонов, может держать в поле зрения одновременно семь предметов.

7 историй за урок. 7 уроков в месяц (без контрольной работы), 7 месяцев в году (чистого времени), 7 лет на изучение истории в школе.  Сколько всего историй запоминает ребенок? Кто не хочет считать - смотрите название статьи.  Не стоит, конечно, это воспринимать серьезно: семерка в четвертой степени - это еще один наглядный образ. Мы видим эту семерку «в четвертом измерении».

Слишком много? Вопрос в том, как «хранить» эти истории.

Вы приходите в библиотеку, где есть все книги мира, но нет каталога, и эти книги лежат в огромном зале в порядке их поступления. Что Вы сможете найти в такой библиотеке?

Вопрос не в количестве книг - а в правильности их хранения.

Факт - это книга в хранилище,

Семерка фактов (урок) - книжная полка,

Семерка  уроков (тема) - шкаф,

Семерка тем (годовая программа) - зал библиотеки,

Весь курс истории  (семь лет) - отсек хранилища.

Каждая история - на своем месте и поэтому ее в любой момент можно «снять с полки» - то есть вспомнить и рассказать.

Итак, Неучебник:  левая половина страницы – Яркие Факты (примерно семь на  тему); правая половина - поля. Это место для картинки  - на полях ребенок рисует то, что он увидел, прочитав текст.

Рисует, как рисовал средневековый монах на полях переписываемой им книги маргиналии (буквально «картинки на полях»)

Рисует, становясь соавтором этой книги,  или единственным Автором  ее, - потому что у Неучебника - сборника фактов - автора, в привычном понимании слова, нет.

Рисует - и, тем самым, запоминает прочитанное надолго. Потому что так устроена наша память:  образы помнятся лучше слов.

До какого возраста можно рисовать на полях? До класса седьмого-восьмого; и не потому, что потом это не имеет смысла - просто начинается изучение современной истории, в которой слишком много грустных сюжетов. Старшеклассник уже не рисует  маргиналии, но это мало что меняет в его восприятии материала - он рисует «картинки» мысленно: образы на бумаге становятся мысленными образами - МЫСЛЕОБРАЗАМИ.

300
Фрагмент книги "Попытка Другой школы"



Comments

( 1 comment — Leave a comment )
olga_edu
Sep. 28th, 2012 06:20 pm (UTC)
Говорят, в некоторых буржуазных странах учат даже по книжке Брайсона "Всемирная история почти всего на свете"... МАсса занимательных фактов, правда некоторая их часть псевдонаучна... Видимо истина посередине. Не может быть образование вечным "get fun". А интересное и удивительное не обязательно должно валяться на поверхности учебного текста. Часто полезнее самим его отыскивать в скучных текстах. Это сродни детскому копошению с хламе на чердаке и поиску сокровищ.
( 1 comment — Leave a comment )
Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: rustam-kurbatov.livejournal.com/103709.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.