?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это продолжение постов "О псах-рыцарях..." и "О, память сердца...".

Учитель на уроке достает чистый лист бумаги форматом А4: «Дети, сейчас я Вам покажу фокус. Видите этот лист? Обычный лист - можете его потрогать (подходит к каждому и дает потрогать). А вот мой карман (показывает на карман пиджака). Видите - лист не умещается в карман (делает попытки вложить лист бумаги в карман - залезает лишь кончик). А теперь закройте глаза...»  Дети закрывают глаза - учитель легким движением руки складывает лист в восемь раз и кладет в карман. «Теперь откройте - листа нет. Видите  - он поместился в карман!» -  достает сложенный листок и развертывает его. Взрыв смеха.



История с фокусом имеет двойной смысл. Первое - это не забывается. Срок, прошедший с первого показа «фокуса» -  полтора года назад -   не позволяет автору закончить фразу с пафосом: «... не забывается никогда». Достоверно можно сказать лишь то, что за истекший срок «фокус» не забыл ни один человек в классе. Это запоминается потому, что фокус с листочком - не просто удивление, впечатление, это ШОК. Учитель обещал показать фокус - и обманул.  Поэтому, можно уточнить «формулу запоминания»: лучше всего запоминается то, что не просто «в-печатляет» -  а то, что «по-ражает» (в смысле «сбивает с ног одним ударом, с первого раза»)

И второй смысл этого  «дидактического фокуса». История, рассказанная учителем или прочитанная в книге, -  это лист бумаги. Лист не помещается в  голову... Чтобы история «уложилась», ее надо  «свернуть» или «упаковать».

-  Вы хотите, - обращается «фокусник» к пораженной публике, - все, что я вам расскажу, запомнить сразу и на всю жизнь?..

-  !!!

-  Тогда нам надо научиться правильно «складывать» истории!

Итак, вопрос правильной упаковки информации. Рассказ учителя, текст книги, фрагмент видеофильма, показанного на уроке, - одним словом, ТЕКСТ -  надо сложить до одной строчки, до двух слов, до одного слова - но самого важного, самого яркого. Чтобы не ошибиться и рассказать потом по этому слову всю историю.

Составление плана? Да, но не того, от которого обычно у ученика  сводит скулы. Это необычный план: записывается не общее - а конкретное, не выводы - а образы, не соображения - а картинки. Нет ничего проще составления такого плана:  надо расслабиться, сесть поудобнее,  закрыть глаза и внимательно слушать...  А потом сказать, что видишь, и записать это двумя-тремя словами.

Потренируемся? Вернемся к трем «впечатляющим историям», изложенным вначале. Первая история - стоит записать «деревянная лошадка», но ни в коем случае не «сыновняя почтительность» или «конфуцианские добродетели». Вторая  - «под копыта царской лошади» - но не «Никита Муравьев пересматривает свои взгляды...» И третья  - «судьи спорят о том, какой час», но не «в средние века люди не считали нужным...»

Итак, секрет правильной упаковки информации - записать, что видишь. Или - того более -  НАРИСОВАТЬ, что видишь.

До этого момента, слова о том, что ребенок «видит образы» и  «рисует картинки» - были только метафорой. Теперь эти слова будем понимать буквально.

Ребенок рисует на бумаге то, что он услышал из уст учителя. Он рисует старичка на деревянной лошадке, солдата, который бросается под копыта лошади...  Можно было б воспроизвести эти рисунки детей, но зачем? Пусть взрослый читатель попробует нарисовать сам...

Опорные сигналы? Да, но с важной оговоркой. Традиционные опорные сигналы Шаталова - это рисунки абстрактных понятий: «признаки государства», «формы и методы классовой борьбы», «этапы становления цивилизации». Такие «сигналы» - гениальный способ  запоминания... но запоминания общего: выводов и  отвлеченных идей. Нужно ли это? Наши же рисунки - пиктограммы - это способ запоминания   фактов истории – атомов детского мышления.  

300

Фрагмент книги "Попытка Другой школы"