?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Немного об экзаменах

Оригинал взят у a_grebenkin в Немного об экзаменах
  Гоод назад мы со старшеклапссниками учредили свой журнал, называется "Урок, которого нет в расписании". И публикуем там работы, наипсанные на уроках социальной антропологии. Друзья Тома и Пеппи! Подписывайтесь скорее на наш журнальчик. Нам вас очень не хватает.
Завершилась пора экзаменов. В этом году  на экзамене по обществознанию три девятиклассницы защитили рефераты по социальной антропологии. Предметом их исследования стали различные аспекты деятельности советской школы и положения верующих в СССР. Предлагаем вашему вниманию своеобразные авторефераты.



Скворцова Дарья
Я защитила реферат на тему «Идеологическое  воспитание советского подростка».
В работе речь идет о мощной пропаганде коммунизма в СССР детям. Эту тему я выбрала, потому что воспитание наших родителей и их родителей капитально отличалось от воспитания нынешнего, ведь тогда вопрос воспитания был не только семейным делом, но и государственным. Опрошены несколько респондентов возрастной категории от 40 до 60 лет.
Всего в работе 5 частей.
Первая часть называется Дедушка Ленин. В ней рассказывается о том, как вождя СССР позиционировали детям Советского Союза.Всем опрошенным задан один вопрос: Знали ли вы в детском саду, кто такой Ленин?
Ирина Сергеевна, Владимирская Область, город Вязники: «Конечно же, знала. Я жила в такое время, когда каждый человек, как только начинал в принципе что-то понимать, должен был непременно знать кто такой Ленин. Информация о нем была везде, повсюду. Уже в детском саду мы знали кто такой Владимир Ильич Ленин. 22го апреля день рождения Ленина. Когда мне еще не было и года, я выучила стих «я сижу на вишенке не могу накушаться, дядя Ленин говорит: надо маму слушаться». Ну как мы могли не знать кто такой Ленин?!?» 
Интересно, что большинство опрошенных начинали свое интервью со слов - « Конечно же, я знал кто такой Ленин». Так же многие с детского сада и до сих пор помнят дату рождения Владимира Ильича . На примерах его биографии маленьким детям объясняли, что такое хорошо и что такое плохо. Не знать о Ленине было невозможно.

Следующая часть называется – «Октябрята». Октябрята, Пионеры, комсомольцы представляются некими ступенями взросления советского человека. В возрасте семи лет ребенок становился октябренком, затем в десять - пионером, затем, с четырнадцати - комсомольцем. В этой части респондентам был задан вопрос: "Что вам больше всего запомнилось из того промежутка времени, когда вы становились октябренком, из октябренка - пионером из пионера - комсомольцем?"
Курбатов Рустам Иванович: «В октябрята меня принимали в первом классе. Вообще не особо было понятно, что это такое – октябрятская организация. Но ясно было одно, что значок с Лениным маленьким одели тебе на лацкан пиджака, и ты стал другим человеком. И в этот момент я испытывал странное чувство: я стал каким-то «полноценным»…»

«Пионеры»
Ирина Сергеевна: «Я хотела стать пионером. Потому что мама была пионером, папа был пионером, потому что я училась в школе, там нас воспитывали, что сначала ты становишься октябренком, потом пионером, потом комсомольцем…»

«Пионерский лагерь». Само название - пионерский лагерь, подразумевает отдых пионеров. Но, несмотря на престижность пионерии, не каждый в итоге хотел стать пионером. Так ко всем ли относились на равных?
Олег Михайлович: «…Очень круто было быть барабанщиком, я, какое–то время в пионерском лагере был барабанщиком. Это было здорово, потому что барабанщик после завтрака шел тренироваться барабанить, а не идти на зарядку…»

«Как вера в светлое будущее рухнула». Пропаганда действовала на людей со дня рождения круглосуточно и ежедневно, но в какой-то момент рухнула.
Курбатов Рустам Иванович: «25 съезд КПСС. Я был классе в седьмом. Был праздник и когда нас отпустили, сказали – "Дети, вы должны прийти домой и смотреть выступление Брежнева». Все нормальные мальчишки пошли играть в футбол, ну то есть поступили так, как надо. А я пришел и стал смотреть выступление Брежнева. Я очень верил, что он сейчас скажет что-то важное и значительное, я верил, что он скажет, что вот-вот будет коммунизм: все в это верили. Я сел, как сейчас помню, и стал его слушать, 15 минут послушал и уснул. Но тогда я понял, что и коммунизма, ни какого не будет и все это театр, в который взрослые играют, сами не веря. Это был момент прозрения».

Пропаганда и воспитание советских детей были поставлены на высокий уровень. Система эта отрабатывалась десятилетиями и давала неплохие результаты Если детство поколения наших родителей выпало на период развала СССР и будучи подростками, они понимали, что "светлое будущее" не наступит. То поколение их родителей еще до сих пор живет старыми коммунистическими надеждами и идеалами. У некоторых до сих пор на стенах квартир висят портреты Ленина. Некоторые до сих пор, веря в коммунизм, голосуют на выборах за компартию.


Минасян Анастасия

Я защищала реферат на тему «Школа». Мне очень интересует тема школа. Мне очень интересно о ней писать, брать интервью и узнавать, как люди учились раньше. Какие у них были потребности, запреты, нормы. Мы немного на уроках антропологии поговорили о советской школе, я заинтересовалась и решила написать на эту тему реферат. Я взяла 3 самых интересных темы, на мой взгляд и решила опросить знакомых, родителей, учеников и учителей о том, как они учились. И по тому, что они рассказали сравнила как было, грубо говоря, 30 лет назад и как сейчас.

Первая моя тема эта «Школьная форма». Почему я взяла эту тему? Потому что мне интересно, во первых какая была раньше форма, во вторых какие впечатления были, нравилось или не нравилось.
 «…уклонение от правил привело к тому, что в 9-ом классе нас всем классом хотели исключить из школы…»
 «…школьная форма у нас, конечно, же, была, она была обязательной. Если приходил ученик без формы, учителя очень сильно ругались, писали замечание в дневник, чтобы родители приняли меры…»
Мое мнение по этой главе: «…получается школьная форма - это что-то большое, чем просто форма. Эта как часть школы. Школьная форма эта попытка сделать всех одинаковыми и внешне и внутренне…»

Вторая моя тема: «Ученик и учитель». А эту тему я взяла, потому что мне стало безумно любопытно, а как ученики общались раньше с учителями. 
 «…прежде чем подойти к учителю нужно было подумать, хочу ли я этого на самом деле…»
 «…у нас было очень много учителей, которые просто были фанаты своего дела…»
Мое мнение по этой главе: «…я заметила, что есть не большая разница между сельской и городской школой. В сельских школах, все друг к другу относились с уважением, отношение были неформальные. А в городской школе отношение были более формальные…»

А третья моя тема называется «Прогулял урок». Несколько комментарий по поводу такого странного названия. Почему эта тема называется прогулял урок? Дело не в прогуле урока, а дело все в том хотелось посмотреть какие были правила в 60-ых, 70-ых, 80-ых годах и сравнить с нынешним.
 «…потом думаю, зачем же я пошла, и кино нормально не посмотрела и на урок не попала…»
 «…после этого было так страшно и стыдно. На следующий день вызвали родителей в школу…»
Мое мнение по этой главе: «…Понятно, что наказание было обычное, стандартное: вызов родителей в школу…»

Я общалась с разными людьми, это было очень увлекательно. Мой реферат написан на устных рассказах, а не списан с книги. Я поняла, что 20-40 лет назад школа был намного требовательней и строже. Многие вспоминают все моменты, связанные со школой с радостью и говорят, что они ходили туда как на праздник.


Конопасевич Лина

Я защищала реферат на тему: Религия в СССР. 
Все знают, что коммунистическая идеология  не признает существование Бога. Для того чтобы раскрыть эту тему полностью, я провела социологический опрос. Я опросила людей, которые были очевидцами коммунистической пропаганды в Советском Союзе. Они рассказывали, как это было быть верующим человеком в разгар атеистической эпохи. У меня было пять подтем.

Первая подтема «Притеснение христиан в СССР» В СССР запрещали говорить о Боге и евангелизировать, а те, которые все таки пытались перечить властям, подвергались жестокому гноблению со стороны общества. 
«…когда я училась в институте – это было примерно в 90-е годы,  к нам приезжал лектор, который нам читал атеистическую лекцию о Боге. Лучше всего запомнила один пример, когда лектор сказал, что человек умеет делать полиэтиленовые пакеты, а Бог нет, значит, зачем нам такой Бог нужен…»
«…меня бабушка маленькую водила в церковь, пока я в школу не пошла, но действительно были только бабушки и ребятишки...»
Из этой главы я вынесла, такие выводи, что попытки поиска человеком Бога высмеивались, ставились «на вид», ощущалось давление со стороны общества в целом. Давлению подвергались не только взрослые, но и дети.

Вторая подтема «Библия в доме» Библия это неотъемлемая часть веры и не совсем законная книга и мне было интересно узнать, как все таки люди ее покупали и покупали ли ее вообще или же Библия стала забытой книгой для граждан Советского Союза.
«…дома у нас была библия и даже не одна. Достать библию было не просто. Мы просили знакомых, кто жил в Европе или у миссионеров передать евангелие или полный вариант библии...»
«…нет дома, у нас, библии не было…»
«…в Советском Союзе библии издавались только в православных типографиях внутри страны или завозились из-за рубежа не официально, поэтому библия была большим дефицитом...»
Из этой главы я вынесла, такие выводи, что почти ни у кого не было библии, и почти никто ее не читал. Мне кажется, одна из причин этому было отсутствие доступности, и возможности делать это открыто.

Третья подтема «Праздновали ли Пасху?» Пасха уже стала ассоциироваться с праздником не просто религиозным, а традиционным. Мне интересно было узнать, как в Советском Союзе боролись с этим, уже как кажется почти государственным праздником.
«…на Пасху обязательно красили яйца. Делала все бабушка, а мы все, дети, помогали ей…»
Из этой главы я вынесла, такие выводи, что празднование пасхи в основном стало событием традиционным, да и то,  отмечалось людьми старшего поколения, которые еще что-то сохранили в своей памяти о Боге, о вере.

Четвертая подтема « Ходили ли в церковь?» Раньше поход в церковь считалось чем то не пристойным, в общем практически невозможным, ведь церкви сносили, делали из них клубы и библиотеки.  Оставалось их ничтожное количество и сами по себе они были очень малы. В общем, церковь посещали одни старики, и то большинство людей ходили только по праздникам.
«…Во времена моего детства были церкви, но их было очень мало. Большинство храмов использовались не по назначению и в общем  туда ходили одни старики…»
«…Я ходила с бабушкой в церковь, но это было тайно…»
Стоить заметить, что в церковь ходили в основном на церковные праздники. Некоторые церкви скрывались и проводили свои собрания  втихаря, видимо за это могли быть проблемы.

Пятая подтема «Проблемы в школе» В Советском Союзе была идеология материализма, и о существование бога не могло быть и речи. И чтобы ввести эту идеологию нужно усиленно обрабатывать подрастающее поколение, поэтому советские власти уделяли большое внимание школе и если в друг кто, то не разделяет их убеждение его ждали большие проблемы в школе.
«…когда была линейка в школе по понедельникам, их выводили их на середину линейки учителя или сам директор и всем объявлял: «Вот посмотрите – это богомолы». И все начинали показывать на них пальцем и хихикать.  Кто плевался на них…»
«…В школе говорили, что Бога нет…»
Мне было удивительно узнать, что даже дети подвергались давлению. Ведь для неокрепшей психики сложно выдерживать натиск со стороны взрослых. Но из интервью этих людей я узнала и была поражена как стойко и мужественно они справлялись с этим. Я думаю, что люди, которые смогли все - это пережить в детстве выросли людьми стойкими и независимыми.




Comments

( 1 comment — Leave a comment )
kokoc62
Sep. 14th, 2012 04:12 pm (UTC)
Вроде, только порадоваться можно: не качают готовые рефераты, не переписывают книжки - а интервьюируют взрослых по вопросам, интересным с точки зрения их преподавателя... Никак не пойму, почему я не в восторге. Может быть, потому, что я сам вряд ли смог бы передать словами всё, что ощущал тогда по поводу школы, коммунизма, религии... Я был обычным советским школьником, старшеклассником времен Перестройки, учителем времен лихих 90-х, всяким разным эпохи нулевых... Не скажешь лучше, чем Маргулис о старых песнях: "Все, что мы любили живо в той поре, Где мы застыли, словно мухи в янтаре... И эти песни дышат духом тех ночей, И если кто услышит -вспомнит все до мелочей... Старые песни, время не одолеть. Я уверен, наши дети их не будут петь. Все что мы любили остается тут, Вместе с нами жили, Вместе с нами и умрут..."
У нынешних старшеклассников будут свои песни, а "наши песни" они будут слушать разве что из уважения к преподавателю. Говорю так, потому что "папа, ты сам был таким", а я был таким, прекрасно помню.

Edited at 2012-09-14 04:41 pm (UTC)
( 1 comment — Leave a comment )