?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, из всего школьного курса истории взрослый человек в голове хранит, как правило, две-три истрории?Что делать? Что делать учителю? Вывод прост: если ученик запоминает не рассуждения,  а образы - то значит, учитель должен, очистив свою речь от всяческих оценок и комментариев (все равно не запоминается!), рассказывать только «истории».

Вместо того чтобы, говоря о  Древнем Китае, рассуждать о  конфуцианских ценностях, четырех добродетелях и  сыновней почтительности -  стоит просто рассказать историю...



В княжестве Чу жил некий человек по имени Вэн Ши. Он был уже в почтенном возрасте: волосы его были  цвета рисовых зерен, а спина прогнулась, как коромысло. Он жил вместе с отцом, который был настолько стар, что никто в деревне не мог  назвать его возраста. Однажды отец   заболел.  Тогда Вэн Ши оделся в одежду маленького ребенка -  майку и короткие штанишки -  и стал прыгать на деревянной лошадке  во дворе дома. Сосед, проходя мимо, поинтересовался у него о причинах столь странного поведения. «Дело в том, - ответил Вэн Ши, - что мой отец очень стар и болен, а я никак не могу  облегчить его страдания. Я  хочу, чтобы он, посмотрев в окно и увидев меня, прыгающего на деревянной лошадке, вспомнил те годы, когда я был ребенком, а он - молодым и сильным...

Или, говоря о декабристах, вместо рассуждений о различии программ Северного и Южного обществ,  о спорах сторонников Республики и конституционной монархии, о радикальности Пестеля и «ограниченности» Никиты Муравьева, рассказать историю о том, как...

Никита Муравьев, написавший проект «Конституции», по которому следовало  полностью упразднить царскую власть и провозгласить республику, однажды участвовал в военном параде, который принимал император. И когда Александр гарцевал пред строем, один солдат, не в силах сдержать своего восхищения императором,  выскочил на плац  и бросился под копыта царской лошади.  Муравьев после увиденного переписывает свою Конституцию: требование установления республиканского строя  заменено на более осторожное  - ограничение монархии.

Или вместо рассказа о том, что  средневековый человек не имел часов, а церковь противилась попыткам точного измерения времени, рассказать  о том, что ...

Однажды - это было в конце  XII века, в городе Вормсе, на севере Франции -  один рыцарь вызвал другого  на поединок.  Прождав до  полудня, он потребовал, чтобы сопернику, так и не явившемуся в указанное место, было засчитано, как полагается по закону, поражение. Но действительно ли был полдень? И кто из свидетелей мог точно сказать, сколько времени? Тогда рассмотрение этого вопроса было передано судебной коллегии. Судьи, детально изучив суть дела, вынесли приговор: действительно, ждали до полудня.

Почему эти истории запоминаются?  Слушая или читая такую историю, мы как бы видим ее: видим старика-китайца на деревянной лошадке,  солдата, бросающегося под копыта лошади, судей, споривших о том, когда был полдень.  Эти истории как будто рисуют в нашей голове картинки - вызывают образы. И, видимо (видимо!), такие образы лучше проникают в нашу память и прочнее оседают в ней.

Возможно, более научное объяснение дадут нейропсихологи, понимающие, как функционирует наш мозг, как происходят процессы восприятия, кодирования, хранения и извлечения информации.  Нашу память, пишут они,  можно сравнить с фотоархивом,  где в виде фотографий - картинок - хранится все услышанное и увиденное в течение жизни.  Вы представили  себе этот гигантский архив с пленками, фотографиями, бесконечными стеллажами, системой каталогов, перекрестных ссылок? Если «да» - это еще одно доказательство того, что  даже самые неясные  понятия  доступны нам, если они представлены наглядно, в виде картинки   (в этом случае - картинки  фотоархива). Итак,  даже специалисты используют   язык образов, чтобы объяснить особенности нашего восприятия. Потому что так понятнее - взрослому человеку. А что уж говорить о ребенке?

И еще одно объяснение - этимологическое - того, почему такие «истории» запоминаются. Хорошо за-печатлевается, как будто в-печатывается в память  - то, что  в-печатляет. Язык раскрывает нам загадку восприятия: хорошо запоминается только то, что удивляет, что производит ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

И если на не совсем научном (но достаточно образном!) языке  эмоции и чувства человека называются словом «сердце», то свойство нашего сознания воспринимать  информацию в виде образов, можно назвать памятью сердца, которая оказывается значительно сильней памяти рассудка

300
Фрагмент книги "Попытка Другой школы"



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
uuvasilev
Sep. 11th, 2012 10:02 pm (UTC)
Тут еще важно, чтобы учитель без оценок и комментариев со скуки не умер. А то учить совсем некому будет.
rustam_kurbatov
Sep. 12th, 2012 11:56 am (UTC)
:)
( 2 comments — Leave a comment )