?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот такая мысль: сделать курс истории Детства. Ребенок в первобытном обществе, в античности, в Древнем Китае, в Средние века, в традиционно русской культуре, ребенок у других народов в современном мире.

Изучая такую историю, дети словно растут вместе со сверстниками из других эпох и культур.

С точки зрения биологии все одинаково: появление на свет, первые шаги, взросление, отличие в том, что мы называем культурой.

Сделать такой курс трудно. Что мы знаем об истории детства в Древней Греции и Риме кроме отдельных рассказов о мальчике-спартанце, спрятавшем лисенка за пазухой?



О том, как воспитывали детей в Средние Века? Даже в 19 веке ребенок не представлял большого интереса для взрослых. Об этом не писали и не говорили.  Как же это изучать?

***

Итак, тема детства. Тема прошла в пятом, шестом, и одиннадцатом классах

За две недели до начала учебного года в интернете появился фильм «Малыши» (режиссер Томас Бальмес), о жизни четырех младенцев с момента рождения до годового возраста. Девочка из Америки, мальчик из Монголии, девочка из Японии и еще мальчик из Намибии. Как дети смотрели фильм? Это был просто восторг, экстатическое состояние,  я себя чувствовал если не Дедом Морозом, то добрым волшебником, сделавшим классу подарок на 1 сентября.

Приходят дети на урок, и вместо всяких тетрадок, вместо «здравствуйте, запишите», «откройте, приготовьтесь», просто выключаем свет и смотрим. Причем, когда смешно, можно смеяться, когда хочется сказать, можно сказать. Потому что такой фильм нельзя смотреть молча. Каждый узнает
своих братьев и сестер, в наших семьях бывают похожие сцены.  Конечно, у меня были опасения о неконтролируемых реакциях и диком смехе: женщина из Намибии натирает живот красной глиной, роддом в Монголии, кормление грудью... Такие вещи, почти табуированы в нашей культуре, но смеха без
причины не было – все только по делу. (Трехлетний потомок Чингисхана тащит за хвост связанную кошку, наследница самураев мечет компьютерные диски по комнате, совсем юная американка в корзине для покупок совершает экскурсию по супермаркету, чернокожие младенцы пьют из лужи как маленькие щенята). Это больше чем восторг, за много лет школьной работы испытывать подобного чувства мне не приходилось. 

Что же я хотел, чтобы дети увидели в этом фильме, и что получилось?

Чего хотел бы?

-Чтобы видели сходство, умели сравнивать. Вот кормят ребенка японского, монгольского, американского, умывают его, вот он общается с братьями и сестрами, играет с кошками и собаками.  Фильм так и снят: например – общение с животными – мы видим то монгольского мальчика с козлом, то японскую девочку с кошкой…

-Чтобы видели отличия и могли понимать и объяснять их. Выполнение элементарных гигиенических требований в Америке, в Африке, в Монголии. Как  люди приспосабливаются к особенностям окружающей среды: кочевой быт монголов, отсутствие воды в Африке, сверхиндустриальное общество в Америке, индустриальное, но с явными чертами традиционной культуры – в Японии.

А кроме того, что вызывает сильное впечатление?

Монгольский мальчик лежит на кровати один, туго спеленатый, родители не обращают на него внимания. Африканские дети ползают в грязи и едят чуть ли не из одной миски с собаками.


Эти моменты – моменты непохожести. У них – так. У нас - совсем иначе. Именно с этого начинаются все наши разговоры.

***

Дело не в изучении  другой культуры, а в попытке посмотреть на себя со стороны.



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
lugermaxotto
Sep. 4th, 2012 12:35 pm (UTC)
По европейским вещам есть одна очень интересная штука: семейные фотографии. В разных странах и разных культурных обществах на семейных снимках "появляются" дети разного возраста. Сперва- подростки, а уж через десятилетия- и ползунки и груднички. Не исключаю, что срабатывает снижение детской смертности: уж проще для начала считать малька не совсем членом семьи, а скорее- "кандидатом".
Задача, между прочим, как раз для исследования, которое по силам школьникам: собрать максимум семейных фотографий- в том числе и выложенных в Сети и классифицировать их по принципам- время съёмки- вероятный социальный статус семьи- минимальный возраст детей.
shapkina85
Sep. 5th, 2012 04:25 am (UTC)
Фильм действительно чудесный!
Его полезно посмотреть людям любого возраста. :)
( 2 comments — Leave a comment )